Россия – Китай: курс на экспорт?

Согласно показателям I полугодия 2015 года товарооборот между Россией и Китаем составил всего 44,5 млрд долларов, что почти в два раза меньше ожидаемых прогнозов аналитиков. Экспорт и импорт России также снизился и составил 21,57 млрд и 22,93 млрд долларов соответственно.

Такие данные привел заведующий кафедрой логистики и торговой политики СПбГЭУ, руководитель научно-образовательного центра «Логистика» Владимир Щербаков, выступая перед участниками пленарного заседания «Настоящее и будущее российско-китайской оптовой торговли в фокусе развития технологий трансграничной торговли». Он отметил, что замедление торговли обусловлено общей геополитической напряженностью, падением мировых цен на энергоносители и сырье, снижением покупательской способности граждан РФ, нисходящим трендом во внешней торговле Китая. «Для решения этой проблемы необходимо создать торгово-политический консенсус России и Китая, который включил бы в себя региональное партнерство в рамках реализации проектов Экономического пояса Шелкового пути. Также необходима разработка совместных координационных программ в области торговой политики и создание комплекса зон свободной торговли», – отметил спикер.

В свою очередь заместитель руководителя Управления Минпромторга России по Северо-Западному региону Юрий Докукин особенно подчеркнул, что экспортная деятельность является приоритетной и стратегической задачей для российской экономики и в этом направлении федеральные и региональные власти уже сейчас активно формируют свои меры поддержки: «Так, на базе Внешэкономбанка при поддержке Правительства Российской Федерации был создан Российский экспортный центр – государственный институт поддержки экспорта. Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку в режиме «единого окна» − здесь предприниматели могут получить полный спектр услуг от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок».

Особе внимание участники уделили развитию трансграничной интернет-торговли в России. По мнению Игоря Зубова, представителя Национальной ассоциации дистанционной торговли, будущее интернет-торговли – модель таможенных складов b2b2c, или bonded warehouse. Это приграничные склады, на которые товар приходит из-за рубежа и дожидается момента заказа в России, чтобы отправиться к потребителю. «В данный момент рынок российской интерне-торговли развит слабо. В России всего 1,6 заказов на человека в год, тогда как в Китае – 8,2. Важная причина – высокая стоимость доставки: у нас она в среднем составляет 6 долларов, в Китае – 2. Нарекания вызывает и скорость доставки по сравнению с зарубежными странами. Например, сейчас Alibaba поставило цель сделать доставку практически мгновенной – на следующий день вне зависимости от региона Китая, доставка за рубеж – в течение 3 дней», − сказал спикер. Игорь Анатольевич предложил следующим образом стимулировать трансграничную интернет-торговлю: активно развивать cross border импорт b2c (это классическая схема покупки на заграничном сайте, когда товара находится на складе у продавца), создавать пилотные проекты в городах России для Bonded warehouse import b2b2c, использовать пилотные площадки в городах России для запуска export b2c & b2b2c.